ProAtom:«Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» | Зеленый мир

ProAtom:«Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества»

О.В.Бодров, физик, эколог, Председатель Совета общественной экологической организации «Зеленый мир», г. Сосновый Бор Ленинградской области

В начале 2012 года «ядерный поезд»из восьми вагонов с 80 т отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) Ленинградской АЭС планируют отправить в ЗАТО Железногорск (бывший Красноярск-26). Это может стать началом перемещения ОЯТ всех российских АЭС с чернобыльскими типами реакторов (Ленинградская, Смоленская, Курская) за 5 тысяч километров на берег Енисея, в «сухое хранилище».

Рискам, связанным с такой транспортировкой и долговременным хранением, будут подвергаться не только жители Санкт-Петербурга, но и городов вдоль Транссиба, а также водосборных бассейнов рек по пути следования - Волги, Оби, Енисея. При этом потенциальные жертвы опасного груза не информированы о рисках, не участвовали в принятии этого решения и не имели возможности повлиять на него.

Как готовится Железногороск к принятию «ядерного поезда»

В декабре 2010 г. на сухом охлаждаемом хранилище ОЯТ Горно-химического комбината (ГХК) в рамках ФЦП по ядерной и радиационной безопасности началась опытная эксплуатация оборудования узла перегрузки ОЯТ. Были отработаны три технологические операции по распаковке и перемещению кокон-блоков. В настоящий момент строительно-монтажные работы на сухом хранилище практически завершились. Идут пуско-наладочные работы на смонтированном оборудовании. Ввод в эксплуатацию намечен на 2011 г.

ГХК и город Железногорск являются частью инфраструктуры, созданной во времена «холодной войны», предназначавшейся для производства атомного оружия. Обеспечивая ГХК соответствующими альтернативными технологическими проектами, продвигается идея использования этой инфраструктуры для работы с ОЯТ. Каких-либо прозрачных механизмов, позволяющих контролировать безопасность данных процессов на основе демократических механизмов, не существует, поскольку Железногорск закрытый город.

Топливо ЛАЭС

За 38 лет работы ЛАЭС в здании «мокрого» хранилища ОЯТ, в 90 м от берега Балтики скопилось примерно 40 тыс. отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС). Это 5 тыс. тонн высокотоксичного ОЯТ, что соответствуют примерно 25 активным зонам реакторов РБМК-1000. Это количество ОЯТ содержит примерно 35 т плутония, что эквивалентно 5 тыс. бомб, которая была сброшена на Нагасаки.

Существующих на ЛАЭС временные хранилища ОЯТ заполнены и не позволяют эксплуатировать станцию в дальнейшем. Ростехнадзор продлил в конце 2010 года без общественных обсуждений и оценки воздействия на окружающую среду лицензию на эксплуатацию четвертого энергоблока ЛАЭС до 2026 г. Таким образом безопасное хранение ОЯТ стало барьером для работы станции еще 15 лет. «Росатом» видит решение проблемы в перемещение отработавшего ядерного топлива из Соснового Бора в Сибирь.

«Ядерный поезд»

«Ядерный поезд» представляет собой 8 спецвагонов с контейнерами, в которых упаковано 576 отработавших ТВС общим весом около 80 т. Для освобождения временных хранилищ ЛАЭС потребуется 65 таких поездов, которые проследуют через Санкт-Петербург и всю Россию. Вывозить их предполагается на берег Енисея, в Железногорск. При этом по данным бывшего инспектора Красноярского отделения Госатомнадзора В.Хижняка [1994 г.], загрязнение Енисея техногенными радионуклидами прослеживается от ГХК, где предполагают разместить ОЯТ ЛАЭС, до устья реки, то есть около 1500 км. «Не исключено, что в пойменных отложениях Енисея суммарное содержание урана и трансурановых элементов может оказаться в отдельных случаях близким к пороговому значению, при достижении которого материал (почвы, илы) должен классифицироваться как радиоактивные отходы». Содержание плутония (полураспад которого составляет 24 000 лет) в отдельных пробах (14-28 Бк/кг), что в 4 – 140 раз выше фоновых значений". Сложившаяся картина на Енисее является результатом деятельности Горно-химического комбината в Железногорске.

Первый «ядерный поезд» может стать началом создания национального, а в перспективе - и международного хранилища ОЯТ на берегу Енисея.

ОЯТ российских АЭС

В России сегодня функционируют 32 энергоблока. В таблице 1 (слайд 6) показано, сколько тонн топлива задействовано на каждом типе реакторов на текущий момент и сколько ОЯТ будет в 2025 г. Произойдет практическое удвоение количества топлива.

Особого внимания заслуживает плутоний. Во-первых, потому что он используется для производства ядерного оружия. Во-вторых, Pu - элемент, который практически не существовал в земной коре. До начала атомной эры количество Pu в земной коре оценивалось десятками килограмм. Сегодня речь уже идет о сотнях тонн. Так как Pu в земной коре практически не было, он не участвовал в процессах эволюции жизни на нашей планете. Живые существа к нему не адаптированы. Наработанные сотни тонн плутония, если они окажутся в биосфере, представляют серьёзную угрозу всему живому. А учитывая период полураспада, это угроза на многие годы.

Красноярск не первое место, куда перемещается ОЯТ. В Уральском регионе, в ЗАТО Озерск (бывший Челябинск-65) 60 лет функционирует ПО «Маяк». В результате деятельности этого предприятия по производству ядерного оружия и переработке ОЯТ загрязнено 22 тысячи квадратных километров загрязнены Sr 90, Cs 137, Pu 239. В результате аварии 1957 г. число жертв составило более 500 тыс. Заболеваемость в этом регионе существенно выше, чем в среднем по России и в странах Евросоюза. Число врожденных аномалий достигло 52.3 на 1000 родившихся в 2010 г. по сравнению с 33.8 в среднем по России.

На рис. 1 показана территория загрязнения плутонием в районе ПО «Маяк». Зона загрязненности распространяется до сотни км от «Маяка». В эту зону попадают озера, множество населенных пунктов. Люди, проживающие на данной территории, испытывают негативное воздействию этого чрезвычайно токсичного элемента.

Рис.1. Загрязнение Pu в районе ПО "Маяк"

По мнению академика РАН А.В.Яблокова: «в результате переработки на «Маяке» ОЯТ с атомных подводных лодок и Кольской АЭС, радиоактивные отходы попадают в реку Теча, из Течи в Тобол и далее в Обь и моря Северного Ледовитого океана. С задержкой в несколько десятков лет сброшенные радионуклиды попадут на столы жителей Кольского полуострова, Норвегии с рыбой и другими морепродуктами. Таким образом, с государственной точки зрения перевозимое с Кольского полуострова ОЯТ для переработки на ПО «МАЯК» ОЯТ это не решение проблемы».

И, тем не менее, это происходит сейчас. Более того, в ближайшее время ОЯТ реакторов РБМК-1000 (Ленинградской, Смоленской и Курской АЭС) планируется перемещать в Железногорск, на берег Енисея.

Экспорт «атомного электричества»

Ещё один вызов, обозначившийся в последнее время, - строительство новых АЭС вблизи границ России со странами Евросоюза. По меньшей мере 3 из 8 строящихся энергоблоков Балтийской (Калиниград), Ленинградской (Сосновый Бор) и Белорусской (г. Островец) атомных электростанций с реакторами ВВЭР-1200 планируют использовать для поставок «атомного электричества» в другие страны. Такая же стратегия и у продвигающих проект новой литовской АЭС в г. Висагинас.

В начале декабря 2011 г. прошли общественные слушания по созданию трансформаторного пункта для преобразования электроэнергии с ЛАЭС-2 в постоянный ток с последующей передачей его по подводному кабелю в район Выборга для экспорта в Финляндию.

Действующую ЛАЭС планируют эксплуатировать до 2026 г. С 2014-2015 г. начнет работать новая атомная станция ЛАЭС -2. Избыток электроэнергии предполагается экспортировать в европейские страны. Обременения, возникающие при производстве «атомного электричества» в виде ОЯТ, РАО, затрат на вывод из эксплуатации АЭС после выработки их ресурса, будут ложиться на граждан той страны, которая производит это так называемое «чистое электричество».

В 2010 г. началось строительство Балтийской АЭС с 2 энергоблоками, ещё 4 ЭБ ВВЭР-1200 будут возведены на ЛАЭС-2. 13 декабря прошли общественные обсуждения в Норвегии, посвященные безопасности Балтийской АЭС. Этот жест «Росатома» объясняется желанием убедить страны Европы в безопасности экспорта энергии с данной электростанции. Потенциальных покупателей пытаются привлечь возможностью получать электроэнергию без вышеназванных обременений.

Парадоксальная ситуация складывается и со строительством Белорусской АЭС. На юге Балтийского региона: в Калининграде, Белоруссии и Литве, - планируется построить 5 энергоблоков. Половина вырабатываемой энергии ориентирована не на национальных потребителей, а на экспорт в соседние страны. Этот энергетический бизнес построен на получении прибыли за счет обременения будущих поколений граждан России, Белоруссии и Литвы всеми проблемами, связанными с производством «атомного электричества». Стратегия весьма удобная, поскольку будущие поколения участвовать в обсуждении данного бизнес-плана не могут. Подобная политика аморальна.

На рис.2 представлен проект прокладки кабеля от ЛАЭС до Выборга и далее в Финляндию.

Рис.2. Экспорт энергии = импорт проблем

Порт Усть-Луга, расположенный недалеко от Соснового Бора, номинирован в России как порт для обращения с ядерными и радиоактивными материалами. Таким образом, в российской части Балтийского региона создается мощная инфраструктура, позволяющая оперировать не только экспортом электроэнергии, но и импортом ОЯТ и РАО из других стран.

Проблема РАО

На текущий момент кроме ОЯТ существует ещё и проблема захоронения РАО.

В Сосновом Бору, в 40 км от границы Санкт-Петербурга, уже в течение 15 лет работает «ЭКОМЕТ-С», крупнейший в Европе завод по переплавке радиоактивного металла с целью отделения радиоактивной компоненты и передачи этих вторичных отходов на хранение в «Радон». Чистый металл отправляется на реализацию. Бизнес весьма доходный. На текущий момент предприятие уже переработало более 20 тыс. тонн металла. Примерно половина этого количества поступило с Ленинградской АЭС. Остальное – с предприятий «Росатома», военно-промышленного и нефтегазового комплексов европейской России. Радиоактивный металл завозился поездами и автотранспортом через Санкт-Петербург. По пути следования опасного груза о потенциальной опасности никого не информируют. Фактически, на берегу Балтики, в километре от Финского залива, многие годы происходит аккумуляция рисков, связанных с размещением и переработкой РАО.

В настоящее время продвигается еще один проект создания здесь же могильника РАО. Строить его планируют на территории бывшего Ленспецкомбината «Радон» (ныне филиал РосРАО) с применением технологии прокладки метро. В подземном канале длиной 1 км можно разместить до 250 тыс. т радиоактивных отходов рис.3.


Рис.3. Могильник РАО в 40 км от Санкт-Петербурга и 1 км от Балтики

Новый закон об обращении с РАО предполагает возможность возвращения в Россию отработавших радиоактивных источников. Такие высокорадиоактивные отходы смогут поступать для захоронения в Сосновый Бор, через порт Усть-Луга. Таким образом, в Сосновом Бору, в закрытой приграничной зоне российского берега Балтики, формируется инфраструктура для зарабатывания денег на экспорте «атомного электричества», переработке металлических радиоактивных отходов, импорте РАО и захоронении их в могильнике.

Поток обременений, связанный с экспортом «атомного электричества» и радиационных технологий будет ухудшать среду обитания российской Балтики, а за счет токсичного ОЯТ, отправленного в Сибирь, ещё и берег Енисея. Так формируется философия двойных стандартов безопасности для разных частей одной страны. Европейская Россия будет жить по более высоким стандартам, а сибиряки, не потребляя «атомного электричества», будут нести все обременения, связанные с его использованием в Европе. Причем не только в российской Европе. И влиять на этот процесс они практически не могут.

Но и Балтика уже не экологический рай.
На рис. 4 представлены данные Радиевого института им. Хлопина по загрязнению Cs -137 акваторий различных морей. Балтийское море является мировым лидером по загрязненности Cs -137. Балтика уже несет серьезное бремя от воздействия ядерного комплекса не только российских АЭС, но и АЭС и ядерных производств других стран, даже за пределами Балтики. Подводными течениями из района Селлафилда, где находится завод по переработке ОЯТ Англии, загрязненные воды заносятся в Балтику.


Рис.4. Загрязнение морей Cs -137 на 01.01.2000 г. (данные Радиевого института им.В.Г.Хлопина)

Развитие ядерных технологий в российской Балтике срочно требует системного анализа безопасности. На рис. 5 представлена план-карта масштабного проекта, который развивается в Сосновом Бору. Здесь показаны 4 энергоблока действующей ЛАЭС, здание 428 – временное мокрое хранилище ОЯТ, в котором находятся 40 тыс. отработавших ТВС. Сиреневым цветом показаны линии электропередачи, обеспечивающие транспортировку вырабатываемой энергии к внешним потребителям.


Рис.5. Ленинградская АЭС-2 разрушит барьер безопасности ЛАЭС

5 экспериментальных реакторов различных модификаций для АПЛ находятся на территории НИТИ им. Александрова. Ниже показаны 4 строящихся энергоблока новой ЛАЭС-2 с реакторами ВВЭР-1200.

Одна из наиболее существенных опасностей ЛАЭС-2 заключается в том, что «влажные» градирни ежесуточно будут выбрасывать более 200 тыс. тонн пара, который в зимнее время способен осаждаться на открытых распределительных устройствах, обеспечивающих транспортировку энергии, вырабатываемой старой ЛАЭС. Это может привести к обледенению и аварийной остановке всех 4 энергоблоков ЛАЭС. Выработанную энергию некуда будет «сливать». Эти оценки сделаны сосновоборскими ветеранами атомной отрасли. Но пока их голос тревоги не услышан, и проект продолжает развиваться в том же виде.

Между тем уже сейчас появляются сигналы об экологическом неблагополучии от воздействия на природу существующих атомных объектов. По генетическим повреждениям сосен в районе ядерного комплекса (5 км от г. Сосновый Бор), в самом Сосновом Бору и на границе с Санкт-Петербургом рис.6 можно видеть, что ситуация ещё до запуска новых блоков и хранилища РАО далека от благополучия. Верхняя кривая рис. 6 показывает уровень цитогенетических повреждений у сосен в районе ядерного комплекса. Это многолетние статистические значимые данные, полученные генетиками из Обнинска и экологами Радиевого института. Средняя линия – цитогенетические повреждения у сосен в самом Сосновом Бору. И нижняя кривая показывает цитогенетические повреждения сосен на западной границе Санкт-Петербурга в районе дамбы, у г. Ломоносова.

Рис.6. Генетические повреждения сосен вблизи ЛАЭС

Сосны сигналят о том, что частота генетических нарушений в районе ядерного комплекса в три раза, а Сосновом Бору в 2,5 раза выше, чем на границе Санкт-Петербурга. Но эти результаты не учитываются при принятии решения о строительстве новых ядерно- и радиационно-опасных объектов. Лица, принимающие решения, не учитывают эту информацию, так как результаты генетиков и экологов не включены в законодательно закрепленные стандарты, и, будучи чисто научным результатом, не являются юридически обязательными для принятия решения.

На берегу Балтики, в районе Соснового Бора и Санкт-Петербурга складывается достаточно серьезная ситуация. Перемещения отходов в Сибирь, перевалка их через Санкт-Петербург и одновременная концентрация РАО на берегу Балтики – вызов не только для Соснового Бора, но и для мегаполиса Санкт-Петербург. При этом власти и эксперты Санкт-Петербурга не принимают участия в оценке рисков, связанных с деятельностью данного ядерного центра.

Заключение

С точки зрения экологов, транспортировка отходов в Сибирь не решает проблемы безопасности, а только перемещает их из одной части России в другую. Желание экспортировать «атомное электричество» оборачивается импортом ядерно-радиационных проблем из других стран. Опираясь на здравый смысл, необходимо отказаться от перемещения ОЯТ и РАО. Они должны находиться во временных хранилищах в том регионе, где произведены. Бремя безопасной изоляции этих материалов должны нести регионы и страны-производители этих отходов. Граждане европейской части России и граждане Урала и Сибири должны иметь равные стандарты безопасности.

Активное продвижение «Росатомом» экспорта «атомного электричества» в страны Евросоюза должно сопровождаться разработкой единых международных стандартов ядерной и радиационной безопасности для стран Балтийского и Баренц-регионов. Страны-потребители импортируемого «атомного электричества» должны нести часть бремени решения проблем отработавшего ядерного топлива, радиоактивных отходов и вывода из эксплуатации АЭС стран, производящих такое электричество. Потребители электроэнергии должны иметь право выбора производителя.

Необходимо проведение открытой дискуссии на эти темы в Балтийском и Баренц-регионах.

Источник: ПроАтом

Комментарии:

Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 23/12/2011
Полякова В.И.спасет всепроникающая среда ДУХ!!! Да я думаю человечество сохранит автора теории ВСЕГО. Хотелось бы почитать Ваши новые шедевральные мысли...


Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 22/12/2011
Полностью согласен с автором. Кроме того, считаю необходимым
1.Запретить перевозку угля (перемещение сернистых соединений и солей тяжелых металлов из одной части России в другую), перекачку нефти (то же самое) и газа (еще и парниковые газы).
2. Полностью прекратить автомобильное и железнодорожное перемещение по территории России, как перемещающее опаснейшие факторы из одной части страны в другую
3. Запретить полеты самолетов над территорией России
4.Допишу позднее, пора на процедуры.


Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 22/12/2011
" По мнению академика РАН А.В.Яблокова: «в результате переработки на «Маяке» ОЯТ с атомных подводных лодок и Кольской АЭС, радиоактивные отходы попадают в реку Теча, из Течи в Тобол и далее в Обь и моря Северного Ледовитого океана. С задержкой в несколько десятков лет сброшенные радионуклиды попадут на столы жителей Кольского полуострова, Норвегии с рыбой и другими морепродуктами. "
К этому моменту мы уже будем готовы!У нас вырастут жабры и чешуя, т.к. жрем картошку и помидоры с генами рыб. А тогда нам не надо на стол ничего подавать - мы сами будем в море нырять за "нуклидными процедурами"...Светлое время настанет: не нужна будет ядерная энергетика, да и, вообще, энергетика. Нырнул в море - взял на грудь пару тыщ Беккерелей от цезия, пару сотен от плутония - можно неделю жить без еды и тепла! Все в организме будет питаться радиоактивными распадами!


Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 22/12/2011
Маладец дедок!Души их-атомщиков проклятых! Даёшь экологию руцкому народу! Во бля!!!


Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 22/12/2011
" Во бля!!! "
Вобля - это река в Луховицком районе Московской области!А при чем тут?
Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 22/12/2011
о чем статья?
Что не надо вывозить ОЯТ из переполненных хранилищ?
Если не надо, то тогда пусть автор скажет, что с ним делать. Например, в том же Сосновом Бору.

Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 23/12/2011
Уважаемый писатель четко соориентировал бомбардровщики, с учетом GPS, теперь совсем точно можно стрелять и цифрами таки цели пронумеровал :)

Вообще не ясно, что хотел, не стоит вывозить ОЯТ, а то вдруг цунами будет, а смывать уже нечего, бомбить неудобно если увезут и т.д.


Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 23/12/2011
в добавление стоит отметить отличное заключение.
"Опираясь на здравый смысл, необходимо отказаться от перемещения ОЯТ и РАО. Они должны находиться во временных хранилищах в том регионе, где произведены. Бремя безопасной изоляции этих материалов должны нести регионы и страны-производители этих отходов."
Правильно я понимаю, что Бодров призывает оставить весь накопленный ОЯТ под вторым городом в стране и повешать расходы на обращение с этим ОЯТ на жителей области? Озвучьте это громче: 135 млн. человек скажет спасибо, а 5 млн из Питера будут удивлены "зелености", а уж как удивятся ваши "балтийсие" спонсоры. :)


Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 23/12/2011
Заключение, конечно, странное. Требуется дополнительное обеспечение безопасности перевозки: спецконтейнеры 100% герметичности без потери герметичности при ж/д аварии, охрана, особый режим перевозки "зеленая улица", "on-line" мониторинг маршрута из кризисного центра через GPS и т.д.

Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 23/12/2011
Проблема представленная автором архисерьёзная, требующая именно научного анализа, а не " Во бля!!! ". К сожалению, атомные менеджеры работают в полном соответствии с «духом времени» – транснациональным ураганом, сметающим всё живое, и уносящим золотые крупинки в кубышки «мировой элиты». Реально население Земли в ХХ веке превысило экологические пороги возможности обеспечить нормальные условия жизни всем. «Элита» понимает это, и уже в ХХI веке по их программам нарастает хаос. Это почувствовали Тунис, Египет, Ливия, Сирия, Афганистан, Ирак, Европа, … да и Россия не исключение, под убаюкивающие сказки дуумвирата о развитии и модернизации. Разжигая Мировую войну, «элита» надеется выжить, уничтожив «лишни рты». Тщетно! Об этом и предупреждает автор статьи. Тенденции продавать электричество народу по ВТО-шным ценам (при зарплате в 5 и более раз меньше) плюс продавать его за границу, накапливая у себя ксенобиотики (вещества, убивающие жизнь) - это путь на вымирание будущих поколений не «элитного» происхождения. Но и «элите» не поздоровится.
«Существующие на ЛАЭС временные хранилища ОЯТ заполнены и не позволяют эксплуатировать станцию в дальнейшем». Раз не позволяют, - значит нельзя эксплуатировать! Вывоз ОЯТ – не решение проблемы, а её усложнение. 35 т плутония, предназначено к перевозке. Его предельно допустимое поступление в организм по Санитарным правилам составляет 20 Бк/год. Это означает, что 1 микрограмма Вам будет достаточно на 100 лет жизни. Кто может гарантировать отсутствие таких утечек при всех транспортных операциях? Или надо спасать Петербург за счёт жителей Енисея? «Содержание плутония (в пойме Енисея) в отдельных пробах (14-28 Бк/кг), что в 4 – 140 раз выше фоновых значений". Предлагается добавить, назвать РАО, а население – ешьте рыбку. Можно, конечно, построить «могильник РАО в 40 км от Санкт-Петербурга и 1 км от Балтики». Экологически это было бы более правильное решение (не следует везти своё г…. через всю страну в подарок другу). Но участь такого могильника при реально происходящем (экологически обусловленным нашим вмешательством в биосферу) подъёме уровня мирового океана в этом веке – затопление.
Экологически любые «могильники» – это сбрасывание своих проблем потомкам. Деньги – сейчас, а «после нас хоть потоп». Но именно «захоронение РАО» - как путь для обогащения одних и жертвы других, закрепили наши атомные менеджеры и законодатели. Автор считает, что «Опираясь на здравый смысл, необходимо отказаться от перемещения ОЯТ и РАО». Это действительно соответствует экологическому решению проблемы: концентрирование и обеспечение долговременной, многобарьерной, контролируемой весь срок опасности защиты. И это должно обеспечиваться без длинных транспортировок, вблизи места производства. Нельзя повышать энтропию, размазывая г…. по стране. Поэтому желательно, на территории АЭС, но, в данном случае, не под Питером, где безопасность не может быть гарантирована даже на полвека.
Итак, проблемы сложные. Их решение не должно доверяться менеджерам – распределителям денежных потоков. Но куда они денутся? И куда деваться нам,- населению? Вероятно, «все там будем»…
В.И. Поляков, д.т.н., проф.


Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 23/12/2011
Проблема представленная автором архисерьёзная, требующая именно научного анализа
дтн`ам можно быть не в курсе того, что проблему давно и однозначно решили как на академическом, так и на отраслевом уровнях - вывозить. "Переполненные хранилища" - это не следствие отсутствия решения, а результат "деятельности" послечернобыльских Ыкологов (вместе с их яблоковым флагманом).


Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 24/12/2011
Дорогой мой юноша!
Ваш покорный слуга 50 лет занимался радиационной безопасностью. Из них 10 лет именно захоронением РАО. Именно поэтому я 10 лет выступаю против этого "общепринятого" решения. Захоронение противоречит законам экологии. Вы захоронили РАО, а кто будет знать об этом через 100 -500 лет. Потомкам придётся решать те проблемы, которые Вы им скидываете. Это будут Ваши правнуки строить дома на Ваших могильниках. Будьте здоровы. ВИПоляков


Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 24/12/2011
так захоронения-то нету в стране, ни одного объекта.
вы чем занимались-то? осваивали деньги Росатома? :)
Наверняка несколько отличных ниокриков оформили! :)
ай, молодец
Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 24/12/2011
"так захоронения-то нету в стране, ни одного объекта" Имеется захоронение в НИИАРе. Поляков там работает.
Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 25/12/2011
НЕ МОГУ НЕ ответить. Да! Я занимался "Захоронением" 10 лет. Захоронение, как метод, принят и РАО закапывают в землю, иногда на глубину порядка 10 м. Это противоречит и экологическим и юридическим законам. Считаю приемлемым вариант технологии глубинной изоляции РАО. Доказывал, что спрятать РАО на глубину в 1 -2 км, под несколько слоёв поглотителей и глиноупоров, - это достаточно экологично. Лучше, чем хранить на поверхности. Ни терррористы. ни атомные взрывы ничего не сотворят. Это один из путей, не завалиться отходами. Есть и лучшие пути- концентрировать и безопасно хранить до востребованности.
ВИП
Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 25/12/2011
Тут я вполне согласен с В.И.Поляковым. Идея захоронения до сих пор не решена даже на концепуальном уровне, который мог бы быть понят и воспринят нашими далекими потомками.
Ни одно из предложений не имеет безусловных преимуществ.
А если трансмутировать эти отходы, то, ИМХО, на это "мероприятие" придется затратить всю или почти всю электроэнергию, получаемую от ядерной энергетики.

Привет Вадиму Коняшову.


Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 26/12/2011
"Менеджеры" обычно пытаются решить проблему, переложив её решение на других, или слинять, после того как нагадили, в другое, более чистое, по их мнению, место. При этом они не думают, что там уже наверняка потрудились их коллеги, другие "менеджеры" с аналогичным мышлением. Нужно решать проблему на месте. А то, что хранилища переполнены, виноваты не зелёные. Просто, когда строили АЭС, об отработавшем топливе не думали и денег на это практически не отпускали. А насчёт транспортировки - способна ли Западно-сибирская магистраль пропустить такую нагрузку безаварийно? Эта практически единственная трасса, соединяющая Дальний Восток и Восточную Сибирь с Европейской частью России, крайне загружена.
Re: «Ядерные поезда» и экспорт «атомного электричества» (Всего: 0)
от Гость на 26/12/2011
Отходы из Европы в Железногорск надо возить по Северному морскому пути. Так гораздо дешевле и Севморпуть будет загружен. К тому же там нет зеленых.