Сражение за «Поляну Бианки» продолжается | Зеленый мир

Сражение за «Поляну Бианки» продолжается

Статья опубликована в журнале "Экология и право" № 31 март 2009 г. В поселке Лебяжье застраивают морское побережье, имеющее статус муниципального заказника «Поляна Бианки».

ПЛЯЖ – ПОД ЗАСТРОЙКУ?

Позапрошлым летом поселок Лебяжье, что расположен на южном берегу Финского залива, буквально взорвала новость: излюбленное место отдыха сельчан – песчаный берег, поросший сосновым лесом – решено отдать под коттеджную застройку. Местные жители узнали об этом от топографов, появившихся на берегу залива в середине мая. «Желтые куртки» и рассказали, что режут землю под коттеджи. Первым делом граждане бросились к депутатам местного муниципального образования: «Поселковые земли из-под носа уводят, а вы ни сном ни духом? Для чего мы вас выбирали?» Депутаты буквально опешили. Александр Иванович Сенотрусов– Мы занимались благоустройством будущего приморского парка, – рассказывает заместитель председателя совета депутатов МО «Лебяженское городское поселение» Александр Сенотрусов. – Силами жителей расчистили берег от мусора, установили урны, даже вывоз отходов организовали за общественный счет. И вдруг такой поворот! При этом районные власти молчат. Подтверждение коварным замыслам лебяженцы получили из журнала «Пригород», в котором черным по белому было написано: «Поселок Лебяжье. Предлагаются участки на берегу Финского залива по 12 соток. Дорого». Горечь местных жителей объяснялась еще и тем, что на месте, которым взялись торговать неизвестные риэлтеры, собрались создавать не просто парк, а музейный комплекс. Ведь прямо на берег выходит знаменитая дача семейства Бианки, которая в Муниципальная природоохранная территория "Поляна Бианки"начале минувшего века в теплое время года превращалась в центр культурной жизни поселка. Сюда съезжались представители научной общественности Петербурга, столичной интеллигенции. Отец будущего русского писателя и художника анималиста занимался с местными ребятишками. А сам Виталий Бианки открывал для себя родную природу, делал первые наброски. – Мы уже придумали название для нашего парка – «Поляна Бианки», – продолжает Александр Сенотрусов. – Определили и место для мемориального камня.

ПО СЕРОЙ СХЕМЕ

По логике вещей, лебяженские муниципалы должны были бы обратиться за помощью к районным властям. Ведь коттеджи на пляже – ЧП местного масштаба! Но зам. главы МО Лебяжье не счел это возможным: продажа берега – дело рук районных чиновников. Каждая сотка лебяженского берега обещает обойтись собственнику в 12 тысяч евро. За 35 запланированных на «Поляне Бианки» участков риэлторы и стоящие за ними лица собирались получить почти 5 миллионов 200 тысяч евро. И ни одной у. е. не запланировано в бюджет «потерпевшего» МО. Такие вот доходы способны принести всего каких-нибудь 4 гектара побережья. До забот ли здесь о зонах рекреации для местных жителей? Вот почему Сенотрусов и сочувствующие ему депутаты взялись за изготовление листовок. Информация о готовящемся захвате должна была попасть в каждый почтовый ящик, каждый житель должен был узнать, какую участь готовят ему районные власти. Листовки разнесли. И уже в июне лебяженцы подписывались под массовыми обращениями к губернатору Сердюкову. Одновременно зам. главы МО Лебяжье наладил контакты с Комитетом по природопользованию и охране окружающей среды правительства Ленинградской области. Вот тут и родилась идея проработки местного законодательного акта по созданию особо охраняемой природной территории (ООПТ) местного значения. Благодаря действиям комитета губернатор области подписал документ, кардинально изменивший расклад сил на местах. Хотя свою роль в этом процессе, безусловно, сыграл и высокий градус общественной озабоченности.

ШАНС ДЛЯ МУНИЦИПАЛОВ

Постановление губернатора Ленинградской области № 151 «Об утверждении примерного положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Ленинградской области» вышло в свет 22 июня 2007 года. В свою очередь оно опиралось на Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 года. Таким образом, с позапрошлого лета муниципалитеты Ленинградской области наделены правом создания заповедных уголков местного масштаба. Сегодня широкая, часто незаконная торговля земельными участками процветает в Выборгском, Приозерском, Всеволожском, а теперь вот и в Ломоносовском районе. При этом предметом торга становятся самые красивые места, традиционно считавшиеся общественным достоянием. Люди лишаются доступа к воде, к построенным общими усилиями спортивным и детским площадкам, благоустроенным скверам, пляжам.

В НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА

Решение о создании Охраняемого природного ландшафта «Поляна Бианки» было принято 31 июля 2008 года Советом депутатов МО «Лебяженское городское поселение». Это было итогом волеизъявления тысячи жителей поселка, собравших около 500 000 рублей для оформления проекта и поддержавших его на общественных слушаниях. Муниципальное решение было утверждено областными властями. А в октябре 2008-го Лебяженское МО передало документы на регистрацию заказника в правительство области. Информацию об этом опубликовали в газете «Районный вестник» – официальном органе Ломоносовской районной администрации. Однако намерения муниципальной власти не смутили районных чиновников. Купля-продажа оформляемой под заповедник земли в Лебяжьем продолжается! Риэлторы, при попустительстве Ломоносовских чиновников, сбывают наделы земли, при этом без публикации информации об аукционах и торгах, без публичного информирования общественности. На вековых соснах будущего заповедника уже появились метки под вырубку.

ПРОКУРОРСКИЕ СЮРПРИЗЫ

– Мы обратились в прокуратуру Ломоносовского района, – продолжает Сенотрусов. – Знаете, что нам сказали? Попросили предоставить картографический материал и свидетельство о постановке «Поляны Бианки» на кадастровый учет. На первый взгляд, требование абсолютно нормальное, соответствующее закону. С другой – сущее издевательство. Дом, построенный на природоохранной территории "Поляна Бианки"Прежде всего, картографические материалы и постановка на кадастровый учет территории заказника в 21 гектар оцениваются в сумму, превышающую 4 млн. рублей. Жителям, уже собравшим полмиллиона на документальное утверждение заказника, таких денег не найти. Да и местному муниципалитету сумму в четверть годового бюджета не осилить. Но нужно ли искать, если кадастровой съемки в поселке не прошел еще ни один муниципальный объект, в том числе и здание местной администрации. Такую роскошь небогатое МО пока не может себе позволить. Скажем больше – на кадастровый учет на сегодня не поставлен ни один из 22 действующих региональных заказников Ленинградской области. Даже международного значения, охраняемых Рамсарской конвенцией. Почему же столь суровые требования предъявляются к местному заказнику «Поляне Бианки»? Может быть потому, что покупателем двух участков заповедной землицы стал действующий прокурор Ломоносовского района – Дмитрий Евгеньевич Сурин? Причем прокурор тоже не обошелся без сюрприза, заявив, что землю приобрел до 31 июля 2008 года, то есть до того самого решения муниципального совета. Но почему тогда до сего дня депутаты, наделенные законом правом распоряжаться муниципальной землей, никакой информации об этом не имели?

«НЕПОНЯТЛИВОСТЬ» ПО-ЛОМОНОСОВСКИ

Интересно, что власти Ломоносовского района теперь заявляют, что ничего не знают и никогда не слышали о заказнике «Поляна Бианки». Несмотря на публикации в их печатном органе. Такая вот «непонятливость». В отличие от районных, чиновники регионального уровня – из комитета по природопользованию и охране окружающей среды правительства Ленобласти – наоборот всячески помогают муниципальным коллегам. Буквально на днях комитет сообщил о готовности передать поселку картографическую съемку будущего заказника. В качестве дара. Таким образом, затраты на регистрацию будущей ООПТ снизились как минимум вдвое. А в то, что берег залива удастся отстоять, несмотря ни на что, Сенотрусов верит. На его стороне закон. Поэтому и прокурору Сурину, да и другим введенным в заблуждение покупателям лучше разобраться с недобросовестными продавцами земли. Тем более все жители поселка будут стоять за сохранение берега до конца. Они даже выставили на Поляне огромные щиты, извещающие, что здесь планируется создание местного парка. И уже две машины со строителями, приезжавшие сюда по заказу будущих хозяев коттеджей, ознакомившись с содержанием баннеров, развернулись и уехали… Елена Сергеева

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА «БЕЛЛОНЫ»

В соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» местная власть первого уровня лишена права заниматься землепользованием. Продажей земли занимаются чиновники района, хотя нормой Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации. Но лазейки для незаконных действий в нашем законодательстве при желании всегда можно найти. Если такой незаконно проданный участок перепродать, то здесь речь уже идет о добросовестном приобретателе, и в силу ст. 302 ГК РФ истребовать имущество у такого приобретателя невозможно даже по суду. Правда, в случае строительства коттеджа один из важнейших документов – разрешение на постановку забора и строительство фундамента выдается муниципалами первого уровня. Разрешение на уничтожение деревьев также невозможно получить без их участия. Так что последнее слово все же остается за муниципалами Лебяжьего, которые обязаны защищать интересы жителей своего округа. Для этого их и выбирают.

БИАНКИ, Виталий Валентинович (1894–1959), русский писатель

Виталий БианкиРодился в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога. Отец Бианки приобщал его к биологической науке, поручал ведение натуралистических заметок. «Лесная газета на каждый год» (1-е изд., 1928) – энциклопедия жизни леса и его обитателей. Она до сих пор остается непревзойденной как по оригинальности формы, так и по насыщенности содержания. С 1928 года «Лесная газета» много раз переиздавалась, переводилась на разные языки мира. Много лет лесные репортажи звучали изо дня в день по радио в детской передаче «Вести из леса». Фирмой «Мелодия» были выпущены пластинки с аудиоспектаклем. За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.